Возврат авиабилетов — процесс малоприятный и нервный, и лучше бы с ним ни разу не сталкиваться. Но жизнь иногда преподносит нам неприятные сюрпризы, и знание всех нюансов убережет вас от ошибок и потери денежных средств. Как показывает практика, деньги вернуть можно всегда (правда, не в полном объеме), даже если у вас авиабилеты куплены по невозвратному тарифу. В этой статье я расскажу о собственном опыте:
- как я сдавала свои невозвратные авиабилеты,
- как сдавала чужие авиабилеты по возвратному тарифу.
Правила возврата авиабилетов
Возврат денег за авиабилеты возможен при любом тарифе: и возвратном, и невозвратном. Главное — соблюдать правила, тогда можно будет избежать штрафа за возврат авиабилета. Все правила и условия возврата денежных средств за авиабилеты регламентируются Статьей 108 «Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира» Воздушного Кодекса Российского Федерации.
- Авиабилет должен быть возвращен до момента окончания регистрации на рейс. После того, как регистрация окончена, независимо от вашего тарифа и ваших обстоятельств, вернуть полностью все деньги будет невозможно.
- Возврат невозвратного авиабилета возможен лишь при определенных условиях (о них ниже).
Условия возврата авиабилетов
Начнем с самого невероятного — возврата невозвратного авиабилета. Он возможен, если:
- пассажир не может совершить авиаперелет по причине собственной болезни или болезни кого-то из близких родственников (в их число входят супруги, родители и дети, дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры), которые летят вместе с ним,
- пассажир не может совершить авиаперелет по причине смерти близкого родственника,
- произошла задержка рейса.
Эти две личные причины и одна форс-мажорная являются достаточным основанием для возврата даже невозвратных билетов. Для того, чтобы запустить процедуру возврата, нужно предоставить:
- медицинскую справку для возврата авиабилетов,
- заявление на возврат авиабилетов.
Но! Даже возврат авиабилетов по болезни должен быть совершен до момента окончания регистрации на рейс. В этом случае — чем раньше вы заявите о своем намерении и предоставите документы, тем лучше.
Если вы возвращаете невозвратный билет без этих двух уважительных причин — вам возвращаются «неиспользованные суммы, взимаемые перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира».
Все остальные случаи возврата по другим причинам описываются следующим образом:
- При возврате билетов по гибким тарифам возвращаются деньги за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и при условии, что возврат случился раньше, чем за сутки до окончания регистрации.
- Те же самые условия (см выше), но возврат произошел меньше, чем за сутки до окончания регистрации — минусуется еще и неустойка 25%.
- После окончания регистрации деньги не возвращаются совсем.
Возврат невозвратных авиабилетов на горьком опыте
Чаще всего современный путешественник покупает авиабилет онлайн, через интернет. Поэтому и возврат авиабилетов будет проходить в интернете. Но может помочь и общение с колл-центром, и e-mail переписка. В деле возврата собственных средств не может быть ничего лишнего, нужно стучаться во все двери и использовать все каналы связи, тогда удача не отвернется от вас.
Чаще всего ради экономии совершается покупка авиабилетов по невозвратному тарифу. Я купила билеты в Италию по такому тарифу у авиакомпании Austrian Airlines. Это была не первая покупка невозвратных билетов (я очень тщательно планирую поездки и часто пользуюсь такой возможностью сэкономить на перемещении в пространстве). Но тут вмешался форс-мажор: по дороге в Москву я сломала плечо, так что речь о том, чтобы ехать в аэропорт уже не шла, я была занята разъездами на скорой помощи вместо аэроэкспресса. Спасибо московским докторам, они настойчиво уговаривали меня лечь в больницу и прооперироваться, но со мной была дочка, поэтому я решила возвращаться на лечение домой. Первое, что я получила в больнице — это справку с моим диагнозом, датой и печатью. Я ее сфотографировала на телефон, написала письмо в службу поддержки авиакомпании с объяснением ситуации и просьбой отменить регистрацию (онлайн на первый рейс я уже успела зарегистрироваться) и отменить все бронирование, то есть я заявила о возврате авиабилета по болезни.
Одновременно с этим мой муж дозвонился в колл-центр Austrian Airlines (что само по себе дело нелегкое) и объяснил им всю ситуацию, после чего попросил отменить регистрацию и бронирование и предупредил, что справку для возврата авиабилетов я отправила по почте.
По возвращении домой я отправила еще одно письмо, в котором еще раз описала всю ситуацию, напомнила о том, что мы позвонили и написали задолго до вылета (оставалось более 12 часов) и получила ответное письмо с обещанием разобраться в ситуации, собственно, именно этого я и добивалась — иметь подтверждение, что мои заявление на возврат билетов было принято и процесс пошел.
А вот дальше что-то пошло не так, и в течение 8 месяцев (восьми, Карл!) я получала стандартные отписки:
«Спасибо за Ваше обращение.
Возврат авиабилетов S7
Я уже рассказывала об истории моих друзей, у которых перед вылетом украли паспорта. Мне пришлось им помогать: оставалась всего пара часов до вылета, а они были заняты написанием заявлений в полицию и прочими малоприятными хлопотами. Билеты они покупали по гибкому тарифу, поэтому я сразу попыталась выяснить в колл-центре о возможности их обменять или сделать вынужденный возврат авиабилетов. Возможно было все! Но в ходе разговора я услышала о сумме доплат за обмен авиабилетов — она была совершенно нереальна. То есть просто превышала стоимость уже имеющихся авиабилетов в 2,5 раза. Я гордо отказалась от этого шикарного предложения и попросила сделать возврат. В итоге с двух авиабилетов по гибкому тарифу стоимостью 20000 рублей оператор пообещала вернуть «всего лишь» 14000 рублей. Я радостно согласилась на это щедрое предложение.
На e-mail, который был указан при покупке, было выслано письмо, в котором была форма заявления на возврат. Ее заполнили, отправили и спустя некоторое время дождались обещанного возврата средств.
Революционный поисковик авиабилетов Kiwi поможет найти самый удобный вариант перемещения в пространстве.
https://4trek.ru/deshevye-aviabilety.html
Приобретал билет на ozon travel. Практически через час пришлось поменять билет (ошибся при ввода даты возврата). Сказали надо сделать отмену и оформить новый билет. Деньги за возвращаемый билет обещали вернуть в течении дня. Деньги не пришли. Звоню — сказали в течении 7 банковских дней. А почему мне сразу сказали другую информацию? Проходит неделя. Проходит вторая. Денег нет. Звоню, мне говорят деньги вернули, я говорю нет денег. Попросили прислать им банковскую выписку по моей карте. Выслал. Хотя считаю, что это нарушение банковской тайны .я не обязан предоставлять им выписку о том какие обороты у меня по карте, куда и сколько я трачу свои деньги и сколько мне на карту приходит. В общем после препирательств около 1,5 месяца деньги все таки вернули.
Ваш случай только подтверждает мои выводы. Надо быть настойчивым! И очень внимательным при оформлении билетов — лучше три раза проверить, чем потом возвращать билеты!!! Удачных путешествий!